Заметки Сис.Админа

статьи

Что такое разрядность Windows и зачем она нужна [x32, x64, x86]

Приветствую, дорогие друзья.

Не столь многие пользователи компьютера слышали, что Windows имеет некую разрядность - x32, x64 и x86 и еще меньше пользователей реально знают что это, где это взять\сменить и зачем оно надо. С этими разрядностями связано даже некоторое число мифов.

Пройдясь на днях по интернету я заметил интересную вещь - хоть сколько-нибудь внятной информации по этому вопросу довольно мало, что собственно и подтолкнуло меня к написанию этой статьи.

Поехали.

О разрядности Windows [x32, x64, x86]. Для начала подробно и запутанно

Начну, пожалуй, с того, что разрядностей у Windows на сегодняшний день пока две: 32-бит и 64-бит, т.е. дистрибутивы делятся на x32 и x64 соответственно. Что же до x86 - это не более чем обозначение 32-х битной версии (т.е. если Вы увидите x86, то знайте что речь идет о x32). Зачем два названия  решительно не понятно, но знайте, что если Вы не устанавливали специально 64-битную операционную систему, то Ваша Windows имеет 32-х битную разрядность. Однако, на всякий случай, посмотреть разрядность в системе можно простейшим способом: находим ярлык"Мой компьютер", жмем по нему правой кнопкой мышки и выбираем пункт свойства (скриншот ниже актуален для Windows 7, в случае с Windows XP окно будет немного другим, но смысл тот же):

windows 7, как посмотреть разрядность

Давайте разберемся, чем же отличаются дистрибутивы Windows x32 от Windows x64 и стоит ли вообще переходить на 64-бита.

Примечание: не только система, но и программы (и драйвера) имеют разрядность, т.е, бывают 32-битные и 64-битные, а посему, следуя тексту ниже, могут видеть и использовать либо ограниченное количество памяти, либо всю.

Основное и едва ли не единственное отличие x64 от x32 в том, что версия x64 может работать с памятью вплоть до 32 Гбайт и запускать одновременно и 64-битные, и 32-битные приложения, тогда как традиционная x32 способна адресовать лишь до 4 Гбайт памяти, запускать только 32-битные программы для которых доступно только 3 Гбайт (говоря проще, даже если в компьютере 4 Гбайт (и более) памяти, то 32-битная система будет отображать и работать лишь с 3-мя, а остальная память будет попросту простаивать, ибо ни система, ни программы, попросту её не увидят).

У версии x64 ситуация иная: для 32-битных приложений доступны все 4 (и более) Гбайт , а для 64-битных приложений вообще вся оперативная память, которая физически установлена в компьютере. Повторюсь, что 64-битная система может запускать и те и другие приложения, но не наоборот.

В общих чертах вот так. Остальное - куча технических и не очень подробностей, которые в общем-то не очень то нужно знать, а посему я попросту приведу некоторые итоги, которые объяснят почему стоит\не стоит (решать всё равно Вам) переходить на x64.

Разрядность WIndows (x64, x86). Что выбрать? Просто и понятно

Поехали. Все "за" и "против" перехода на x64:

  • 64-битная версия Windows, формально выглядит и ощущается точно так же, как и обычная 32-битная, т.е. никаких особенных новшеств и бонусов в ней нет, однако, люди с многоядерными процессорами могут ощутить прирост производительности при использовании такой системы и 64-битных приложений в ней (что, впрочем, актуально далеко не для всех и не всегда).
  • x64 способна видеть и работать с оперативной памятью 4 и более Гбайт. А вот x32 видит только 3 Гбайта, даже если физически планок оперативной памяти стоит больше. Т.е, люди, которые имеют в компьютере большой запас памяти получат больше производительности на 64-битной системе и меньше проблем с недостатком оперативной памяти.
  • Не для всех компьютеров и железа в нем, производители выпустили 64-разрядные версии драйверов, что может стать проблемой при переходе на такую систему. Проверяйте наличие драйверов на сайте производителей мат.платы, видеокарты и тп, возможно, что Вы просто не сможете мигрировать с 32-разрядной системы.
  • Большинство x32 приложений прекрасно работают в x64 системах, но не наоборот.
  • Формально смысл перехода, в основном, заключается в количестве памяти на борту компьютера. Если меньше 4 Гбайт, то переходить смысла почти нет. Если больше (или хочется поставить больше), то стоит. Естественно, что для большинства систем, приложений и игр актуально правило "Чем больше памяти - тем лучше". Почему? Читайте в моей статье "Практика использования 8 гб оперативной памяти + WD VelociRaptor в RAID 0"
  • Моё мнение - однозначно x64, ибо большое количество памяти и, бывает, улучшенная производительность для многоядерников, определенно рулит.

Кратенько как-то так.

На всякий случай еще один способ посмотреть разрядность

Я уже выше говорил как глянуть разрядность, однако, на всякий случай, скажу еще один способ (актуален для Windows XP):

  1. Нажмите "Пуск - Выполнить."
  2. Наберите в открывшемся окне: winmsd.exe и нажмите кнопку .
  3. В области сведений в столбце "Элемент" найдите пункт "Тип". Если система 32-разрядная, то пункт "Тип" будет иметь значение "Компьютер на базе X86". Если система 64-разрядная, то пункт "Тип" будет иметь значение "Компьютер на базе Itanium".

Это был вариант для тех, у кого способом выше, разрядность не определяется или не указана.

Послесловие

Как-то так.
Вообще я сторонник прогресса, а все явно идет к полному переходу на x64 системы и приложения. И это хорошо, ибо чем больше памяти и чем она шустрее, наряду с процессором, тем выше производительность и комфортней работать.

Пожалуй, вот так. Если есть еще вопросы пишите в комментариях ;)

PS: Мои статьи на тему шустрости x64-системы вот: "Заметки о x64. Часть 1" и вот: "Заметки о x64. Часть 2".

Оценить —

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(9 голосов, в среднем: 5 из 5)

Подписаться —

RSS Email Facebook Twitter G+ YouTube
Темы:  , , ,
  1. Zer0CooL

    Ну особо сказать конечно нечего =)
    Но 1ый повод перейти на x64 Это чтобы увидеть 3DMark =) с нехилим плюсом производительности (Опять же тока если Vista) =))) Ну и Crysis мона =)) тож прирост наманый =)
    2 как же быть Vista пользователям =((
    winmsd.exe там НЕ БЫЫВАЕТ =) ( ну я то знаю как =)
    а вовще =) прочтут бац а неработает смущаться начнут ;-)
    3 Ну насчет дров ... Опять же щас Vista Vista Vista =))
    Люблю это слово :lol:
    Все вендоры бренды ну или как кому легче.
    Пересаживаются (Большенство пересело уже)
    Поэтому щас взяв даже самую дешевую материнку (ну основная проблема с ровами была у них в x64)
    С легкостью найдутся дрова ! (Даже в комплекте лежат ;-))
    Ну =)) отстрелялся =)
    P.S Это не придирки и не с поводом обидеть ;-) просто существенное дополнение !
    А так как всегда пишешь так как понятно пользователям =)
    МОЛОДЕЦ

  2. Riva

    Спасибо автору за разъяснения. Доступно и понятно.

    • Sonikelf

      Пожалуйста. Рад стараться.

  3. Kurt

    Всё, спасибо. Очень доступно и понятно.

  4. R@bbit

    Спасиба автору за статейку! Мне все понятно! Посоветую и KeriaShumaheru Почитать!

  5. bandera

    Спасибо автору!

  6. АвторЛамо

    Как можешь, что то объяснять если сам не грамотен в этом, возмем не большу вещ. Что за процы x32 систему 32bit знаю, процы 32-х разрядные знаю, а с архитектурой x32 не знаю. (Для ламо который хотел показаться умным 286-, 386-, 486-...другими словами x86)...я сижу из под 64bit системы,с дровами пришлось постараться, но зато когда ставишь приложения под 64bit прирост ощутим

    • Sonik

      Было бы здорово, если бы вы не поленились написать своё мнение и позицию грамотно и понятно. А то, лично я, в вашем комментарии кроме откровенного хамства вместо ника, ничего не понял.

      • LeninSaintP

        Соник с тобой согласен абсалютно. Мало того что не грамотно так и вообще раз 5 прочитать надо что-бы хоть что-то понять из выше сказанного. Автор коммента научись нормально излагать свои мысли)

  7. Drinkens

    Скажите, пожалуйста, есть ли уже Windows XP Professional x64 SP3? Заранее спасибо!
    Статья ваша очень понравилась: коротко и понятно

    • Sonik

      Вроде бы давно уже есть.

      • Андрей

        НЕТУ!!! И НЕ БУДЕТ!!! 3 сервис пак только x86!!!

    • Мимо проходил

      Второй сервис пак для Windows XP Professional x64 последний, а так как систем вышла позже, то он соответствует 3 паку для х86.

  8. RZ

    Автору зачот! Все просто и понятно.
    Спешл "АвторЛамо", из всего того что ты накорябал, в твоей грамоте я понял только то, что ты ощутил прирост производительности. Стоило пальцы себе ломать строча сию ересь? Написал бы просто что "я несогласен немного, прирост производительности ощущается на столько то"...

    • Sonik

      Всё просто: Не нравится - не читайте. Не нравится, но читаете и не согласны - высказывайте несогласие аргументированно и понятно. Иначе лучше молчите.

      RZ, спасибо за, так сказать, защиту.

      • V

        Да не бывает разрядности х86, если автор про это не знает, то зачем писать статью? Кроме того, для того чтобы ОС работала, у процессора должна быть шина тоже 64 битная, щас конечно они все такие, но мало ли.

        И последнее, щас на домашний ПК нет смысла ставить 64 битную (ИМХО канеш). Т.к. 2-3 гигов хватает за глаза (ну эт конечно для тех кто не спонирует микрософт, покупая бесполезную вин7).

      • mobilkot

        @И последнее, щас на домашний ПК нет смысла ставить 64 битную (ИМХО канеш). Т.к. 2-3 гигов хватает за глаза (ну эт конечно для тех кто не спонирует микрософт, покупая бесполезную вин7)@

        Я например не спонсирую мс, но 7 далеко не бесполезная, как вы выразились. Даже для игроманов.

  9. Haron

    Все предельно ясно спасибо. Но у меня вопрос. Есть ли разница ставить X86 или X64 если у меня многоядерный процессор я слышал много версий но к конкретному мнению так и не пришел.

    • Sonik

      Нет, смысла нету. Больше возни, чем пользы и разницы в производительности.

    • SCar

      Ставь Win 7 максимальная она на платформах дух типов работает с потдержкой X64 и X86/32 одновременно и непарся вот там самолёт внатуре сам пробывал и породолжаю тэстировать...

  10. Rustik

    THXZ A LOT!

  11. Atheist

    Всем привет!
    Я вот сейчас качаю Microsoft Windows XP SP2 x64 Extreme (2009) | RUS на сайте pslan.kiev.ua(торрент-сайт)...полный DVD с набором почти всех дров и программ, правда прийдется немного помучаться, чтоб скинуть его на болванку, но главное, что работает, к тому же там все описано. Sonik, у меня к вам вопрос - как много сейчас 64-поточных игр, и есть ли они вобще; если есть, то какие, например? спасибо

  12. Alexey

    Спасибо огромное за разьяснения. Все четко ясно с расстановкой. Вы мне очень сильно помогли.

  13. Anton

    До сей поры не знал что такое разрядность системы и с чем её едят... Теперь знаю!! Спасибо большое, автору!!!

  14. хуйбох

    Автор, сенки за то что потратил время на эту хрень, всё доступно обяснил!

  15. ZeuS

    Есть практический опыт использования и XP x86 и XP x64. На последнюю перешел вынужденно после приобретения новой системы с видео ASUS Radeon EAH4850. Возникли проблемы со стабильностью работы игр на максимальных уровнях детализации. В частности были стабильные краши World of Warcraft при одновременном запуске двух экземпляров игры в оконном режиме. На XP x86 перепробовал несколько сборок windows, гору различных драйверов, обновление BIOS видеокарты, ничего не помогло. С переходом на x64 проблемы исчезли. Никаких объяснений данному факту найти не могу, кроме, разве что, несколько иной архитектуры драйверов под x64. В плане производительности разницы почти незаметил, по крайней мере FPS в WoW не упал. Несколько медленнее стал работать текстовый редактор в файловом менеджере Frigate.

    • Sonik

      Интересно, спасибо за информацию.

  16. Kii

    Поделюсь опытом.
    На одной машине стоит Win_XP 32 и 64 бит. В обоих системах программа расчета посредством конечных элементов (ANSYS) версии программы соответственно под каждую ось своя. Прирост производительности порядка 15-30% на одной и той же задаче (тестировал специально).

  17. Roaroma

    Насчет двух обозначений х32 и х86 повнятнее : х86 - это архитектура железа , соответствующая сериям машин 286 , 386 и 486 ( кто помнит ) которые использовали 32 битную передачу данных ( соответствующую разрядности системы х32 ) .Те первое - это разрядность ОС а вторая - железа . Если не прав - поправьте

    • Sonik

      Вроде все так. Спасибо за уточнение ;)

    • the_vitas

      х86 - это система команд используемая процессорной логикой и первым был 16 битный процессор Intel 8086. Этот набор команд используют не только процессоры 286(был 16 битным, а не 32), 386(первый чип x86 для поддержки 32-битных наборов данных), 486 (а если быть точным то полное название этих процессоров 80286, 80386, 80486), а так же все последующие процессоры выпускаемые на рынке, включая и те что продаются сейчас. Начиная с Intel Pentium D(EM64T) и AMD Athlon 64(AMD64) в процессоры были добавлены возможности по обработке команд х64 для 64 битных приложений. А Windows x86 по сути не является 32 битным, так как его можно установить и на компьютере с 286-тым процессором, который не является 32 битным, а всего навсего имеет разрядность 16 бит, поэтому и нет Windows x32, а есть х86.

  18. OmeniK

    Да действительно прирост производительности заметен, опять же в исключительных случаях. Лично я думаю что переходить на x64 смысла нет. Хотя дело времени!

  19. NetBiter

    Респект автору статьи, полезная вещь! Теперь хоть прояснилось, что да как. Дальнейших успехов!

  20. luc0009

    Большое спасибо за наконец-то внятное и ясное разъяснение.Все стало на свои места.Переустанавливать
    систему нет смысла(16ггб оперативки не к чему-хватает
    и 2ггб)СПАСИБО!!!!!!!!!!!!

    • ScaR

      Ну если играть только в игры типо сталкера то да .....а если занематся серьёзными вещами то 2Гб мизер полный ю это точно)

      • Sonikelf

        Смотря что понимать под серьезными вещами.