партнерские

«Есть ли жизнь на Марсе?» или ИТ в Российской Федерации

В ушедшем посткризисном году на рынке ИТ в РФ ожидалось существенное обновление, вместо которого, к сожалению, вышел откат в прошлое. Крупнейшие системные интеграторы в лице своих руководителей радостно рапортовали в итоговых сообщениях о том, что снова идёт рост, что в наступающем году ожидается превышение результатов 2017-го.

IT

Однако какие изменения имели место на самом деле? Если не учитывать такие пришедшие на рынок зарубежные тренды, как «облака» и «айпады», у нас в сфере информационных технологий никаких серьёзных подвижек не наблюдается. Кроме усиления государственной власти.

Взглянем на десятку самых заметных ИТ-событий и проектов этого года – 80% событий напрямую связано с влиянием государства, одно касается покупки западной информационной системы и лишь одно событие являет собою полноценное частное и российское явление – первичное публичное предложение от компании Mail.ru. В то же время, если сделать оценку зарубежной прессы и изучить некоторые американские рейтинги новых явлений в области ИТ, не найдётся никаких следов присутствия государственной власти на инновационном и прогрессивном рынке.

Страна с её государственными компаниями уже давно является основным заказчиком информационных технологий в РФ. С тех пор как кризис пошёл на спад, число государственных контрактов стало ещё большим. На протяжении последнего года-двух держава превратилась в главного инвестора в информационные технологии. Сейчас же государственные компании пытаются стать ещё и законодателями моды, агитируя государственных глав пользоваться «убийцей iPhone», выпущенным квази-российским производством, или какой-нибудь российской ОС, или государственным поисковиком.

Конечно, рассуждать и строить различные правдоподобные гипотезы о причинах и возможном развитии всего происходящего можно долго, если бы это была другая страна. Однако, занята всеми этими делами именно наша держава, одна из лидеров по коррумпированности и самая низкоэффективная страна Европы. Само государство оценивает коррупцию в один триллион рублей. Независимые эксперты свидетельствует, что эта сумма значительно больше. При этом за ИТ-рынком остаётся твёрдая вторая позиция (хотя и не везде, взять хотя бы монтаж компьютерных сетей - , поскольку первую заняла медицина в «соревнованиях» по «наглому» распилу, когда с помощью странных и непонятных слов в очень короткий срок «режут» бюджет в несколько миллионов «деревянных» за каждый объект. Опираясь на самые скромные расчёты, 75% самых крупных компаний получают львиную долю прибыли за счёт ИТ-обслуживания госкомпаний. Вывод прост - эти 3/4 самых крупных айтишных компаний ориентируются исключительно на «кусок хлеба» за счёт государственных организаций и госкомпаний. Кстати, та четвертинка, что остаётся, делится на компании, половина которых – классические дистрибуторы, то есть совсем не ИТ, и половина – как раз инновационные компании.

Бесспорно, инновационного потенциала хватает и у тех 75% компаний, что ориентированы на государство. Однако чаще других они просто не имеют мотивации к развитию. «Государственный бизнес» в работе опирается на совершенно другие правила. При самом грубом «прикиде», корпоративный ИТ-рынок опирается на рыночные правила не более, чем в 20% случаях. Остальная часть рынка – «серая» зона. А «заправляют» этой зоной 15-20-летние предприятия, то бишь те, кто наиболее активно пользуется связями, а совсем не инновационно заточенными мозгами. А настоящие новшества давно переданы в виде «утечки мозгов» в пользование IBM, Apple, Microsoft, HP, SAP и другим отнюдь не российским компаниям, где работают многие наши соотечественники.

Дело в том, что возиться с инновациями не хотят «наверху» - там и без того отлично живётся. Внизу тем временем остаётся место только для «молодняка», не успевшего к пирогу и его распилу. Вот и направляет он свои новшества к B2C – или пытается раскручиваться на той доступной «с улицы» 1/5 части рынка, хотя это гораздо сложнее и жёстче. Потому что при сжатии какой-либо сущности в пять раз, её внутреннее сопротивление экспоненциально растёт.

Все более-менее примечательные ИТ-компании у нас, которые живут продажей собственных продуктов и услуг даже за границу (ПО, ремонт компьютеров, аутсорсинг, интеграция), не случайно смогли добиться выдающегося результата как раз на массовых рынках с частными пользователями и услугами не для большого бизнеса. Таких не очень много – «Лаборатория Касперского», Яндекс, 1С, Parallels, ABBYY. Пораскинув мозгами, вспомнится ещё компаний пять. Однако на таком рынке есть очень симпатичные стартапы, их десятки, и в их будущее верят. Только такой рынок похож на настоящий, который будет развиваться и модернизироваться. Даже телекоммуникационный рынок, благодаря своей ориентации на консьюмеров, гораздо больше попадает под определение инновационного и развитого.

Остаётся верить, что власть не примет решения прекратить поддержку инновационного бизнеса новым налогом на человеческий капитал, который и есть единственный актив для настоящих компаний информационных технологий.

Оценить

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(10 голосов, в среднем: 5 из 5)
  1. Sonikelf

    Комментариев еще нет. Это заглушка. Будьте первым ;)

     

    * - комментарии могут появляться не сразу, попасть в спам или быть удалены за несоответствие правилам